Конкурс педагогического мастерства среди учителей родного, в том числе русского, языка

Конкурс педагогического мастерства среди учителей родного, в том числе русского, языка, финансируемого Фондом Президентских грантов и пройдет 26 – 28 февраля 2021 года в г. Москве

Ассоциация учителей родного, в том числе русского, языка совместно с Центром национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводят Форум педагогического мастерства, включающий Конкурс педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка. Данное мероприятие является федеральной площадкой демонстрации лучших педагогических практик по родным языкам из числа языков народов России. Участник Конкура должен представить авторскую разработку урока родного языка, содержащего инновационную методику и практику преподавания, направленные на сохранение культуры народов России. На мероприятии предполагается демонстрация национального костюма и выставка результатов декоративно-прикладного творчества школьников. Конкурсант представляет методы использования элементов культуры в образовательном процессе.

Положение

о конкурсном отборе и критериях оценки участников

Конкурса педагогического мастерства среди учителей родного, в том числе русского, языка, финансируемого Фондом Президентских грантов и проводимого 26 – 28 февраля 2021 года в г. Москве

I.           Актуальность мероприятия, его цели и задачи.

Конкурс педагогического мастерства учителей родного, в том числе русского, языка (далее — Мероприятие) является одним из механизмов реализации современной языковой образовательной политики, установленной федеральным законодательством, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, законодательством субъектов Российской Федерации. Мероприятие проводится на средства, предоставленные Фондом Президентских грантов в рамках реализации проекта «Всероссийский форум культур и языков народов Российской Федерации».

Основным принципом государственной политики в сфере современного российского образования является организация образовательной деятельности этнокультурной направленности, ориентированной на многомерное культурное и языковое пространство народов России, их консолидацию, формирование общероссийской гражданской идентичности на базе и во взаимосвязи с этнокультурными особенностями и традициями народов в условиях многонационального государства.

В Стратегии отмечается, что основным вопросом государственной национальной политики Российской Федерации, требующим особого внимания государственных органов, по-прежнему является сохранение и развитие языков народов Российской Федерации (не исключая русский народ), укрепление их духовной общности. Как эффективный путь сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества рассматривается создание условий для получения образования на языках народов России, использование в системе школьного образования инновационных подходов для изучения языков народов России в статусе родных.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации насчитывается более 270 языков и диалектов. В государственной системе образования в качестве предмета изучения используется более 96 языков и только на 12 языках осуществляется обучения в начальных классах.

Стабильность современного общества и государства в целом зависит от степени сформированности общероссийской гражданской идентичности (Путин В.В. Выступление Президента РФ на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 24 августа 2012г.). При этом необходимо создавать условия, чтобы в информационной (в широком смысле) среде этот процесс максимально коррелировал с формированием этнической идентичности.

Для эффективного выполнения заявленных задач реализацию более конструктивных механизмов гармонизации и согласия в многонациональном российском обществе, формирование, независимо от этнической принадлежности, сознания гражданственности, принадлежности к российскому народу (россиянам), необходимо проводить подобные мероприятия для учителей родного языка. В решении этих задач роль учителя велика, особенно в выстраивании содержания языкового образования, в использовании инновационных методических приемов, формирующих аналитическую деятельность обучающихся.

Основная цель Мероприятия – выявление и распространение лучших современных инновационных методик и практик преподавания родного, в том числе русского, языка как средства сохранения культуры народов России.

Задачами проведения Конкурса педагогического мастерства являются:

  • совершенствование профессиональных компетенций педагогов родного, в том числе русского, языка, способствующих сохранению культур народов России и направленных на укрепление межнационального согласия в поликультурном социуме;
  • оценка применения педагогами материала, способствующего укреплению межнационального и межрелигиозного согласия в образовательном процессе;
  • популяризация языков народов России;
  • развитие культуры межнационального общения, основанной на уважении духовно-нравственных ценностей народов России;
  • анализ опыта субъектов Российской Федерации по созданию условий для получения образования на языках народов России, по использованию в системе школьного образования инновационных подходов для изучения языков народов России в статусе родных языков;
  • содействие укреплению роли учителя в воспитании у обучающихся культуры межнационального общения;
  • распространение передового педагогического опыта в области преподавания языков народов России и новаторских подходов к развитию языковой культуры обучающихся.
  • разработка методических приемов преподавания двух языков во взаимосвязи с использованием сравнительно-сопоставительного анализа, выявляющего в первую очередь общие признаки и позволяющего создавать условия для их сохранения и развития.

Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637-р была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. В документе подчеркивается необходимость разработки методики преподавания русского языка в условиях многоязычия, опирающейся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации. В 2019 году Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации была утверждена Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, в которой отмечается, что родной язык является хранилищем культурной памяти народа и основой его национальной самоидентификации. Проблема поддержки, сохранения и развития языков и создания условий для их изучения требуют консолидации усилий всего педагогического сообщества.

Разработка содержания и методики преподавания языков, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, способствует созданию условий для осознания важности этого процесса не только учителями, но и обучающимися.

II.           Этапы конкурса.

Мероприятие проводится в один очный этап – с 26 по 28 февраля 2021 в г. Москве.

К участию в конкурсе приглашаются все желающие педагоги из числа членов Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, педагоги, имевшие опыт участия во Всероссийском мастер-классе учителей родного, в том числе русского, языка, а также педагоги-авторы лучших методических разработок по результатам Творческих мастерских «Созвучие культур и языков», которые проводились в Республике Чувашия и Республике Марий Эл. в конце 2020 года.

Мероприятие включает:

  • представление каждым участником авторской разработки урока родного языка с использованием материала, способствующего укреплению межнационального и межрелигиозного согласия в образовательном процессе, которая оценивается компетентным жюри.
  • демонстрацию педагогами национальных костюмов и представление предметов традиционной материальной культуры (результатов декоративно-прикладного творчества школьников), используемых в педагогической деятельности.
  • представление методов использования элементов культуры в образовательном процессе, которые оцениваются компетентным жюри;
  • церемонию награждения победителей.

Приглашенные педагоги, желающие принять участие в Мероприятии, направляют на адрес электронной почты ( inpo_rus@mail.ru ) заявку по следующей форме:

  1. Фамилия Имя Отчество
  2. Место работы. Название организации и должность
  3. Место работы. Почтовый адрес организации и адрес электронной почты
  4. Субъект РФ или страна СНГ
  5. Уровень системы общего образования (дошкольное, общее начальное, общее основное, общее среднее)
  6. Преподаваемый предмет
  7. Общий педагогический стаж
  8. Личные контакты: телефон и адрес электронной почты
  9. Домашний почтовый адрес с указанием индекса
  10. Номер и серия паспорта (для бронирования)
  11. Научно-методические     разработки, включающие методы использования элементов культуры в образовательном процессе (текстовые файлы, включающие методический аппарат).

По результатам мастер-классов и с учетом предварительной оценки заявок жюри определяет победителей, занявших I, II и III места.

При подведении итогов жюри оценивает:

  • учитель принимает методические решения, соответствующие цели и задачам Конкурса; методически использует инновационные технологии обучения, внедряет их в практику своей работы;
  • учитель формирует активную гражданскую позицию, решает задачи нравственного и эстетического воспитания;
  • учитель проводит исследовательскую работу в области изучаемого языка, краеведения, педагогики и умело организует исследовательскую работу обучающихся;
  • учитель русского языка принимает участие в Днях русского языка за рубежом, успешно преподает русский язык в различных зарубежных учебных заведениях;
III.       Критерии оценки.

Критерии оценки методических материалов, представленных для участия в Мероприятии:

  • степень   использования  диалога   культур  и   культурологической составляющей содержания обучения;
  • соответствие целям и задачам общего образования в контексте Конкурса;
  • наличие новых оригинальных подходов к обучению языку из числа языков народов России, в том числе русского;
IV.           Авторские права участников конкурса.

В соответствии с Российским законодательством об авторских правах организатор конкурса:

  • обеспечивает соблюдение авторских прав участников конкурса;
  • вправе использовать представленные участниками конкурса материалы в некоммерческих целях;
  • вправе принять решение о публикации представленных на конкурс работ в целях распространения педагогического опыта лучших учителей родного, в том числе русского, языка.

По итогам конкурса лучшие работы публикуются в сборнике, который получают все участники итогового этапа мероприятия.

V.                  Заключительные положения.

Настоящее положение и другая информация о проведении конкурса, размещаемая организатором конкурса и с его согласия не является приглашением делать оферты.

К проведению конкурса не применяются правила, предусмотренные статьями 447 — 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Организатор конкурса не обязан направлять заявителям уведомление о результатах рассмотрения поданных ими заявок и давать объяснения о причинах, по которым заявки не были поддержаны, в том числе сообщать сведения об оценках и выводах экспертов.

Подачей заявки участник конкурса разрешает организатору конкурса обработку и хранение персональных данных и их неразглашение, использование всей представленной в составе такой заявки информации в аналитических и научных целях, а также в целях обеспечения прозрачности и открытости проведения конкурса.

Скачать Положение о конкурсном отборе и критериях оценки участников Конкурса педагогического мастерства среди учителей родного, в том числе русского, языка, финансируемого Фондом Президентских грантов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *