Новости

Монография «Русский язык в образовательной среде многоязычной России»

В 2020 году под научной редакцией чл.-корр. РАЕН О.И. Артеменко вышла монография «Русский язык в образовательной среде многоязычной России». Монография состоит из трех разделов. В первом разделе описана языковая ситуация в республиках Российской Федерации в постсоветский период как в девяностые года, так и в настоящее время. Такой подход позволяет анализировать динамику процессов, определяющих состояние языковой ситуации в общеобразовательных организациях в субъектах Российской Федерации. Во втором разделе приведены работы, касающиеся методико-педагогических аспектов развития двуязычия в системе общего образования. В статьях данного раздела решается проблема обучения русскому языку с учетом особенностей родных языков из числа языков народов России в современных условиях многоязычия как в бытовой, так и в школьной среде. Решение данной проблемы чрезвычайно важно для совершенствования современной методики преподавания родных языков. В раздел включены лучшие работы из опыта учителей. Третий раздел включает справочный материал для сопоставления русского языка при его изучении в статусе государственного языка Российской Федерации с другими языками из числа языков народов России: абхазо-адыгской, нахско-дагестанской, иранской, монгольской, тюркской, финно-угорской, славянской языковых групп. В 2014 году в состав Российской Федерации вошла Республика Крым как самостоятельный субъект Федерации. В связи с этим особый интерес представляет сопоставление лексико-грамматической системы русского и украинского языков. Третий раздел представляет особый интерес для учителей родных языков народов России, в том числе русского.

С оглавлением монографии и авторами можно ознакомиться по ссылке

Научно-практическая конференция «Ревитализация языков коренных народов Республики Карелия»

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Российский комитет программ ЮНЕСКО «Информация для всех» с 31 августа по 1 сентября 2020 года проводили научно-практическую конференцию «Ревитализация языков коренных народов Республики Карелия».

В конференции была предусмотрена секция «Языки и образование».

Модераторами секции были Ольга Артеменко, председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директор НИЦ национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС и Наталья Васильева, главный специалист Министерства образования Республики Карелия.

На конференции с докладами выступили представители общественных организаций: Татьяна Клеерова, председатель Международного консультативного комитета финно-угорских народов; Раиса Самодаева, председатель Совета уполномоченных Съезда карелов Республики Карелия.

В целом ведущими конференции были молодые, обаятельные Анастасия Паршакова и Алексей Цыкарев.

Круглый стол в Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

22 июля 2020 года Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации провел Круглый стол на тему «О ходе реализации Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Круглый стол проходил в режиме видео-конференц-связи. Вел круглый стол Валерий Петрович Марков. От Министерства просвещения РФ присутствовал Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Евгений Евгеньевич Семченко, от Российской академии образования заместитель Президента РАО Игорь Сергеевич Павлов. Представители субъектов РФ участвовали в режиме online. На круглом столе обсуждались проблемы, связанные с преподаванием родного языка, в том числе русского, в статусе родного.

С текстом выступления председателя Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка, директора Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС Артеменко О.И. на Круглом столе в Комитете по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации можно ознакомиться в разделе Сотрудничество с законодательной и исполнительной властью

Об изменении сроков проведения ВМК 2020

С Положением ВМК-2020 можно ознакомиться по ссылке Положение ВМК-2020

Заседание Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте Российской Федерации

25 февраля 2020 года состоялось расширенное заседание Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России Совета при Президенте Российской Федерации с участием руководителей федеральных национально-культурных автономий и членов Общественного экспертного совета. Заседание провел председатель Комиссии, президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев Генрих Мартнес. В работе Комиссии также приняли участие главный советник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Сергей Баах, депутат Государственной Думы  Российской Федерации Алексей Загребин, заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения России Светлана Ермакова, начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной почве ФАДН России Тимур Цыбиков, а также руководители федеральных национально-культурных автономий, члены Общественного экспертного совета и Совета лидеров молодежных этноинициатив.  

Среди важных вопросов – исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от января 2020 года, который был сформирован по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям в ноябре прошлого года в Нальчике. По вопросу заседания Комиссии «О предложениях по совершенствованию системы подготовки в профессиональных образовательных организациях педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации и литературного чтения на этих языках» выступила директор Центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка Ольга Артеменко.

Эксперт заявила о необходимости приведения нормативных актов Минпросвещения России, регламентирующих образовательную деятельность в части изучения языков народов России, в соответствие с понятийным аппаратом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и его логикой. «Во-первых, трудно представить, как можно подготовить специалиста для работы в той сфере, где нормативные правовые акты входят в противоречия с федеральным законодательством. Например, в соответствии со статьей 14 ФЗ закона «Об образовании в Российской Федерации» преподаются и изучаются в соответствии с ФГОС такие предметы как «Государственный язык РФ», «Государственный язык республик Российской Федерации», «Родной язык», в том числе самостоятельный предмет «Родной язык (русский). В реально существующих ФГОС для всех уровней общего образования и во всех его итерациях требования к таким предметам отсутствуют. Федеральные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования должны обеспечивать возможность получения образования на родных языках (статья 11, часть 5), что так же не предусмотрено нормативными актами Минпросвещения России», — сказала Ольга Артеменко.  

В настоящее время подготовка педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы дошкольного и начального общего образования, в области преподавания языков народов Российской Федерации и литературного чтения на этих языках осуществляется на уровне среднего профессионального и высшего образования. Вузы выпускают учителей родного языка для основного и среднего общего образования, при этом будущие преподаватели, не получая систему знаний по возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся начального общего образования, не могут вести занятия по родному языку и литературного чтения на этом уровне.   «Для преподавателей 5-11 классов по родным языкам научным коллективом ФИРО РАНХиГС разработана программа переподготовки, которая позволяет, получив сертификат, преподавать предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в начальных классах. Вузы и колледжи выпускают преподавателей начальных классов, но при этом родной язык не входит в обязательную часть основной образовательной программы. Становиться очевидным необходимость пересмотреть программы подготовки в вузах и колледжах педагогических работников по родному языку и литературному чтению на родном языке»,— заявила эксперт.

Она также обратила внимание участников расширенного заседания Комиссии на тот факт, что в профессиональных образовательных организациях при подготовке педагогических работников не дается система знаний по методике преподавания предмета, происходит подмена на использование в образовательной деятельности информационных технологий. «Если использование информационных технологий отвечает на вопрос «Что давать?», то методика отвечает на вопрос: «Как давать, чтобы обучающийся системно, осознанно понял материал». За двадцатилетие потеря методического научного направления приводит к качественному ухудшению системы предметных знаний. Для сохранения и развития методического направления в ФИРО РАНХиГС открыта аспирантура по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки, направленности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (родной язык)» — сказала в заключении Ольга Артеменко.  

Конференция «Российская глубинка: свидание с Русью» (г.Калязин)

11 февраля 2020 года в городе Калязине Тверской области прошла конференция на тему «Российская глубинка: свидание с Русью». Конференция была организована и проведена Международной общественной организацией «Русское Собрание» совместно с администрацией Калязинского района. Участников конференции разместили в гостинице уникальной красоты, украшенной резьбой по дереву. Никакая европейская пятизвездочная гостиница не идет ни в какое сравнение. В рамках конференции проходил круглый стол «Организация образовательной деятельности в условиях нового образовательного законодательства» с участием учителей Калязинского района. На круглом столе в основном обсуждались проблемы преподавания нового предмета «Родной язык (русский)», так же была презентация монографии содержащей лучшие методические разработки уроков по родным языкам народов России, включая русский.

Пост-релиз ВМК-2019

Итоги Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка.

15 ноября 2019 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС при участии Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка завершился финальный этап Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка (ВМК). Данный мастер-класс проводился на конкурсной основе в три основных этапа, проходивших с июня по ноябрь 2019 года. ВМК включал два направления: «Конкурс методических разработок учителей родных языков, включая русский», «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский». В мероприятии приняли участие конкурсанты из 46 субъектов Российской Федерации.

В течение двух дней – 12 и 13 ноября – в ФИРО РАНХиГС проходили конкурсные испытания, включавшие презентацию фрагмента урока, демонстрацию национальных костюмов. Оценка и определение лучших работ участников Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка осуществлялось профессиональным жюри и счётной комиссией. Во второй день участникам также предстояло ознакомить членов жюри со своими методическими достижениями в рамках выставки педагогического мастерства.

14 ноября в рамках Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка состоялся круглый стол: «Практика реализации государственной языковой образовательной политики в общеобразовательной деятельности в условиях нового образовательного законодательства». Участники круглого стола, среди которых находились представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных, научно-исследовательских и образовательных организаций, обсудили актуальные вопросы отечественной языковой политики:

1) сохранение единства России в условиях языкового и культурного многообразия;

2) риски реализации нового законодательства в части преподавания и изучения языков из числа языков народов России;

3) мотивация изучения языков народов России в статусе «родного».

Торжественная Церемония награждения победителей Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка состоялась 15 ноября в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации На открытии церемонии с приветственной речью выступили Валерий Петрович Марков, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, «Заслуженный работник Республики Коми», кандидат физико-математических наук и Артеменко Ольга Ивановна, Директор Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В рамках мероприятия состоялись показательные выступления победителей направления «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский» по номинациям художественного, вокального творчества, выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина на родном, в том числе русском языке. Часть участников Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка была удостоена Благодарственных писем от института языкознания Российской Академии наук.

Победители Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка:

В номинациях направления «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский» победителями были объявлены:

Цвелева Изабель Владиленовна, ученица СОШ №12 г. Казани Республики Татарстан (номинация «Вокальное творчество на родном языке, включая русский»);

Гареева Лиана Маратовна, ученица МБОУ СОШ им. М.Гареева с. Бишкураево Республики Башкортостан (номинация «Вокальное творчество на родном языке, включая русский»);

Литвиненко Наталья Игоревна, ученица МБОУ «Гимназия 90» г. Казани Республики Татарстан (номинация «Литературное творчество на родном языке, включая русский»);

Закирова Эльнара Расимовна, ученица МБОУ» СОШ им. М. Гареева» с. Бишкураево Республики Башкортостан (номинация «Лучшее исполнение на родном языке стихотворения А.С. Пушкина»)

Абсолютным победителем направления «Конкурс творчества учащихся на родных языках, включая русский» была признана Канчурина Гульсибар Азаматовна, ученица МОБУ «СОШ д. Яныбаево» Зианчуринского района Республики Башкортостан, за исполнение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на башкирском языке.

Среди педагогов победителем в специальной номинации «За формирование интереса к родному языку» стала Ольга Анатольевна Иванова – воспитатель с правом преподавания финского языка Финно-угорского детского сада №20 «Лумикелло» Петрозаводского городского округа Республики Карелия.

В другой специальной номинации «Учитель языков коренных малочисленных народов Российской Федерации» победительницами были объявлены Захарова Любовь Викторовна, учитель родного языка Казымской общеобразовательной школы Белоярского района ХМАО-Югры, и Тусида Меретя Григорьевна, учитель родного (ненецкого) языка и литературы Сеяхинской школы-интерната Ямальского района ЯНАО.

Среди молодых педагогов (номинация «Учитель-Дебютант») награды получили Платонова Наталия Владимировна, учитель мордовского (эрзянского) языка Луховского лицея городского округа Саранск Республики Мордовия; Магомедова Сапият Давудовна, учитель родного (аварского) языка и литературы Ругуджинской общеобразовательной школы им. Мусаева Гунибского района Республики Дагестан, а также Пантелеева Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы Гимназии № 30 имени Н.Т. Фесенко города Луганска.

Победителями в номинации «Учитель-новатор» стали Габитова Гульшат Загировна, учитель башкирского языка и литературы СОШ № 7 города Уфа Республики Башкортостан; Емельянова Валентина Валериановна, учитель марийского языка и литературы начального класса Карайской СОШ Волжского муниципального района Республики Марий Эл; Тужалова Эльвира Ильинична, учитель алтайского языка и алтайской литературы Шыргайтинской СОШ Шебалинского района Республики Алтай.

В номинации «Учитель-мастер» победили Кочиева Томара Тенгизовна, учитель осетинского языка и литературы Гимназии Диалог города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания; Белицкая Любовь Вячеславовна, учитель мордовского (мокшанского) языка СОШ № 9 города Рузаевка Республики Мордовия; Батыркаева Рашида Фаритовна, учитель татарского языка и литературы Бардымской СОШ № 2 Бардымского муниципального района Пермского края.

В конце церемонии награждения были объявлены победители, выявленные по итогам всех конкурсных испытаний. Третье место поделили Евдокимова Ирина Михайловна, учитель родного (удмуртского) языка Старо-Шудьинской основной общеобразовательной школы Алнашского района Удмуртской Республики; Сажина Татьяна Васильевна, воспитатель Детского сада №7 общеразвивающего вида села Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми, и Донкан Виктория Леонтьевна, учитель родного (нанайского языка) СОШ им. героя России Пассара М. А. с. Сикачи–Алян Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Трунова Наталья Николаевна, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Василек» города Абакана Республики Хакасия и Ичкеева Валентина Юрьевна, учитель начальных классов и родного языка Адыковской СОШ имени Г.Б. Мергульчиева  Черноземельского района Республики Калмыкия разделили второе место.

Первое место было присуждено Сливке Алле Витальевне, учителю украинского языка и литературы Луганского образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 города Луганска и Красновой Олесе Юрьевне, педагогу дополнительного образования детского сада № 203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики.

Абсолютным победителем Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского языка 2019 и обладателем Гран-При «Серебряное перо» стала Кораева Жанна Эдиковна, учитель осетинского языка и литературы СОШ №27 города Владикавказа республики Северная Осетия-Алания, чей урок был назван образцовым для всех учителей родного языка.

Поздравляем победителей Всероссийского мастер-класса учителей родного, в том числе русского, языка!